Форма входа

Поиск

Наш опрос

Какие проблемы в области информационная безопасность является на Ваш взгляд приоритетными для РК?
Всего ответов: 56

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 20.11.2017, 16:47
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
   
Сайт казахстанской школы
социально-ответственной журналистики
Главная | Мой профиль | Выход
Каталог файлов


Главная » Файлы » ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ » Всемирное культурное наследие

Всемирное наследие - Казахстан
25.09.2009, 13:25
 Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави (город Туркестан)

Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Яссави, возведенный на рубеже XIV-XV вв. – это яркий образец зодчества эпохи правления Тимуридов. Относительно названия данного сооружения единого мнения у специалистов долго не было, поскольку комплекс объединяет в своих стенах помещения самого разного назначения: усыпальницу, мечеть, залы для собраний и диспутов, комнату для переписи и хранения книг и документов, помещение для приготовления ритуальной еды, комнату с колодцем и худжры – комнаты для служителей и паломников. Однако в последнее время этот комплекс стали обозначать одним общим термином – «ханака».

 Ханака сооружалась по указанию эмира Тимура в самом конце XIV в. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Яссави – великого мусульманского ученого, поэта, мыслителя и проповедника, жившего в XII в. В «Книге побед» история строительства здания связывается с событиями 1397 г., когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Яссави и дал указание о создании в городе Ясы (ныне Туркестан) грандиозного сооружения, достойного памяти этого выдающегося человека. Облик здания был призван возвеличивать ислам, способствовать его распространению и, вследствие этого, облегчать правление обширной империей.

 В указе Тимура были даны рекомендации относительно размеров будущей постройки, ее декора и внутреннего убранства. В пользу мавзолея отчуждались арыки и земли, доходы от которых, наряду с пожертвованиями верующих, должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей.

 Однако в 1405 г., после смерти Тимура, работы по строительству мавзолея прекратились. Незаконченными остались портальная часть здания и отделка интерьеров некоторых помещений. Тем не менее, и поныне мавзолей Яссави остается одним из наиболее интересных средневековых архитектурных сооружений на территории Казахстана. Новаторские архитектурные и строительные решения, примененные при его строительстве, были также использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов.

 

Главным элементом архитектурного ансамбля является усыпальница Яссави, расположенная в глубине здания. Согласно надписи над ее входом, это место должно было символизировать «райский сад», в котором покоится дух Яссави. Внутреннее убранство помещения вполне соответствует своему названию. В середине крестообразного в плане зала установлено надгробие в виде трехступенчатого подиума, облицованного плитами змеевика. Детали надгробья декорированы резьбой в виде жгутов и сталактитов. Помещение перекрыто двойным куполом: внутренним высотой 17 м и наружным - около 28 м. В основании стен на каменный резной цоколь поставлена панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.

В мечети, расположенной в северо-западном углу комплекса, сохранились фрагменты древних настенных росписей. Они выполнены голубыми красками и представляют собой геометрические и растительные орнаменты, заключенные в пояски, рамы, картуши. Помещение перекрыто куполом, высоко поставленным на барабан со световыми проемами. Уникальным памятником мозаичного искусства является михраб мечети, выполненный в технике наборной глазурованной мозаики.

В центре зала для собраний находится ритуальный казан, отлитый, по преданию, из сплава семи металлов и являющийся символом единения и гостеприимства. Диаметр казана 2,2 метра, вес две тонны. Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.

 Нарядный вид зданию придают полихромные глазурованные облицовки и бирюзовая гамма, преобладающая в оформлении фасадов. Стены памятника заполнены текстами религиозного содержания. Единственный фасад ханаки, оставшийся необлицованным, - это южный (главный) фасад здания, решенный в виде гигантского портала.

Мавзолей Яссави сыграл значительную роль в формировании некрополя, сложившегося на месте раннесредневекового кладбища. Его возведение предопределило формирование целой серии ханских захоронений. В конце XV в. здесь сооружается мавзолей Раби'и Султан Бегим - дочери знаменитого Улугбека. Позже возле мавзолея Яссави сооружаются мавзолеи Есим-хана, Аблай-хана, Джангир-хана и т.д. Некоторые захоронения произведены и в самой ханаке, однако уже в более позднее время.

 В наши дни в город Туркестан, к мавзолею Яссави едут паломники из разных стран, здесь также ведутся реставрационные работы. 
Еще фотографии смортрите в фотоальбоме
 
Подробнее об авхитектурном комплексе Ходжи Ахмеда Яссауи  читать
Жизнь и философское наследие Яссауи читать
  
Категория: Всемирное культурное наследие | Добавил: Kняжна
Просмотров: 2279 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017