Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Какие проблемы в области информационная безопасность является на Ваш взгляд приоритетными для РК?
Всего ответов: 56

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 13.12.2017, 13:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
   
Сайт казахстанской школы
социально-ответственной журналистики
Главная | Мой профиль | Выход
Главная » 2011 » Апрель » 14 » «Яростный 1941. Размышления историков»: новый этап в исторических исследованиях второй мировой войны.
19:49
«Яростный 1941. Размышления историков»: новый этап в исторических исследованиях второй мировой войны.
  Сегодня состоялась презентация учебного пособия профессоров В.К. Григорьева и Л.С. Ахметовой «Яростный 1941. Размышления историков» - книги действительно уникальной, как в содержательном, так и в методологическим плане.
   Участники, состоявшегося в рамках презентации разговора говорили о проблемах методологии исторического познания, о необходимости обращения к истории как знанию актуальному в контексте формирования национальной и государственной идентичности и патриотизма, о важности междисцилинарного подхода для целостного понимания исторических феноменов и реалий современной истории. Отмечали, что отличительной особенностью данной работы является ее стиль, сочетающий строгую научность (верифицируемость, обоснованность, достоверность и т.д.) с доступность и понятностью публицистического стиля. Вспоминали заслуги профессора Ахметовой Л.С. как активного общественного деятеля, организатора науки, проректора, руководителя профсоюза, наконец, журналиста. Все было правильно, заслуженно, приятно. Однако хочется отметить другое.
    Сама автор (или точнее один из авторов) – доктор исторических наук, профессор Л.С. Ахметова в своем выступлении говорила о другом – она говорила о войне. Говорила, так увлеченно и интересно, что хотелось не только прочитать книгу, но и, скажем, посмотреть какой-нибудь военный фильм, полистать учебник, подумать о военной истории в новом формате, предложенном профессором Л.С. Ахметовой. Такое бывает после особо удачных кинопремьер, когда дети на какое-то время начинают отождествлять себя с героями фильмов. С книгами такой эффект редкость.
    По контексту выступления профессора Ахметовой Л.С. возникал вопрос (актуальный, вероятно, для не специалистов, не-историков) почему ТАК (подробно, основательно, обоснованно) не исследовали историю второй мировой войны «раньше» - то есть сразу после войны или через незначительный период. Ведь тогда все было «проще» - ближе. Например, многие участники Великой отечественной войны – очевидцы тех событий были еще живы, могли поделиться воспоминаниями.
     Ответы на данный вопрос прозвучали и в выступлении профессора Ахметовой Л.С. и у других участников диалога:
     - историческое мифотворчество;
     - недоступность источников информации для сравнительного исторического исследования (в частности со стороны Германии);
    - социально-политическая обстановка послевоенного времени и др.
     Однако, к окончанию презентации, стало ясно, что есть и более глубинный ответ на данный вопрос, который может служить необходимым дополнением к перечисленным выше аспектам. Ответил на него еще немецкий философ Г.В.Ф. Гегель, говоря о формах отношения духа к объективности и в целом, и в области исторического знания. По мнению Гегеля, и с ним трудно не согласиться, существует различное по содержанию и по ценности историческое знание. Не вникая в тонкости социально-философской методологии, можно отметить, что непосредственно с самими историческими событиями возникает и начальный уровень знаний – первичная история или историография, ценность которой заключается в «спонтанной передаче духа времени». Следующий уровень – рефлексивная история и всеобщая история, которая возможна только при условии отдаления историка от изучаемых объектов и по духу, и по времени, а также при условии представления исторических событий не фрагментарно, а в контексте мировой истории.
     Получается, что начало ХХI века – это тот минимальный исторический срок, на котором возможно рефлексивное и целостное осмысление перипетий истории середины ХХ века, возможно осознание и осмысление двойственности и сложности происходивших событий, возможно постепенное освобождение от исторических мифов и исторической конъюнктуры.
    Учебное пособие «Яростный 1941. Размышления историков» представляется именно таким «рубежным» научным произведением, посвященным событиям Великой Отечественной войны и начинающим формирование той беспристрастной истории ценность, которой с течением времени будет только возрастать.
     Хочется еще раз пожелать авторам творческих успехов и новых научных открытий.
      Лифанова Т.Ю. (канд. филос. наук, КазНУ им. аль-Фараби)
 
        
 
 
Категория: События в Казахстане | Просмотров: 514 | Добавил: Kняжна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017