Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Какие проблемы в области информационная безопасность является на Ваш взгляд приоритетными для РК?
Всего ответов: 56

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 21.09.2017, 18:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
   
Сайт казахстанской школы
социально-ответственной журналистики
Главная | Мой профиль | Выход
Главная » 2012 » Июнь » 4 » Новые медиа в Казахстане: опыт, проблемы, перспективы
19:28
Новые медиа в Казахстане: опыт, проблемы, перспективы
Новые медиа в Казахстане: опыт, проблемы, перспективы
Л.С. Ахметова, доктор исторических наук, профессор политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
 
История получения и передачи информации насчитывает тысячелетия, с тех пор, как появился человек и начал говорить. От разговорной информации до новых медиа прошедшее время - тысячелетия. Как это было? Слухи, сказы, рассказы, пересказы, песни, стихи, речитативы, легенды, мифы. В Великой степи казахский «узун кулак» существовал столетиями и являлся средством передачи информации. Что такое «узун кулак»? Это – длинное ухо. Это – новости и слухи, передаваемые в степи. ХIХ век – век печатных СМИ в Казахстане. И только ХХ век привнес новое, прорывное: сначала – радио, потом в середине ХХ века и телевидение. 80-е годы ХХ столетия дали нам Интернет. И только конец первого десятилетия ХХI века определил новые медиа, о которых мы стали говорить серьезно только после арабской весны 2011 года. Впервые мир увидел, что может дать Интернет. Все осознали, прочувствовали неизбежность нашего общего прошлого, настоящего и будущего, как бы некоторым не хотелось бы отделиться… Разговорная речь была тысячелетиями, одно столетие в Казахстане превалирующим было слово печатное, почти полвека – звуковое – радио, менее полувека – телевизионное, несколько лет – новые медиа. Это – небольшой экскурс в нашу историю. Конечно, в других странах кое-что разнится, однако то, что везде и всюду практически в одно время мы, все, подошли к новым медиа, это – факт. И не важно, когда у кого и сколько было слово печатное. Сейчас везде и всюду – новые медиа. На Западе и Востоке, в Старом и Новом Свете, Южном и Северном полушариях. Мы вместе осваиваем новые медиа. Мы вместе озабочены этим явлением и приобретаем новые знания. Мы – все дилетанты в этом. Мы – все ученики. Учителей нет. Вместе идем, вместе обсуждаем, вместе ошибаемся и приходим к общему мнению и знаменателю, новые медиа нас больше объединяют, чем разъединяют. И это нам надо понять, освоить, принять, продвигаться вперед и решать поэтапно поставленные вопросы, предлагать, согласовывать и утверждать международные стандарты, принимать их и снова идти вперед. Я – в Интернет с середины 90-х годов. Освоить Интернет заставила жизнь, написала в то время докторскую диссертацию, и надо было ее напечатать. Вот и освоила компьютер, первоначально как печатную машинку, а потом – все дальше. Увлекло… К тому же я – журналист, ученый, педагог. Все это было мне надо. Возможно, меня назвать чайником. Я многого не знаю, постоянно учусь, но твердо убеждена в том, что мне нужно знать то, что мне нужно, а не все изучать, иногда надо знать просто технические возможности, потому, что у меня нет времени. Нет времени в двух ипостасях: времени обычном, как у всех, и времени возрастном, лучше сделать то, в чем я – профессионал, чем изучать то, в чем мне могут помочь продвинутые в Интернет люди. Это – мое кредо. Я никогда не стесняюсь спросить того, что я не знаю, люблю учиться. Иногда меня учат мои же студенты, и учат с удовольствием! Я часто сижу в социальных сетях: больше всего в «Моем мире», работаю в Twiiter, Facebook, Netlog, ВКругуДрузей, Миртесен, ВКонтакте, недавно освоила «Одноклассники». Говорю по скайпу, пишу в «аське». Все это отнимает великое множество времени. Но как педагог, журналист, ученый, общественный деятель, писатель я считаю, что должна интересоваться всем и всегда держать руку на пульсе жизни. А сейчас пульс – это Интернет. Это информация обо мне. Я думаю, у многих был путь таким же. Один их моих девизов: учусь, обучаю… Поговорим о казахстанских реалиях и новых медиа в нашем пространстве. Конечно, в Интернет трудно делиться на страны, и все же особенности имеются и будут. Какие же они? Прежде всего, в Казахстане Интернет пространство первыми стали осваивать как передовые технологии ведущие университеты страны (помню в Казахском национальном университете им. аль-Фараби в 80-х годах ХХ столетия компьютер, который занимал огромную аудиторию). В конце 90-х годов настало время молодежи и лидеров общественных организаций, затем все стали изучать независимо от того, кто кем являлся. Практически со всем миром мы сразу же вошли в Интернет среду международного сообщества. Имеется электронное правительство, многие вопросы можно решить через Интернет. Я свободно задаю вопросы министрам через их блоги, и они мне в течение 15 дней отвечают. Практически через социальные сети мы знаем все передвижения премьер-министра, работу наших продвинутых депутатов, все, что происходит в мире и в Казахстане в настоящее время. Сегодня я узнаю все, что мне нужно через Интернет, практически не смотрю телевизор, радио слушаю только в машине, газеты читаю в электронном варианте. То есть живу так, как в настоящее время живет практически все взрослое и молодое поколение мира. В 2011 году информацию о террористах в Таразе (Жамбылская область, Казахстан) узнала, находясь на базаре, сразу же стала смотреть по Айфону Facebook, где узнала все новости от Генеральной прокуратуры Казахстана. Оперативно, точно, ясно. 16 декабря 2011 г., сидя в аэропорту в 18.00. и ожидая рейса из Астаны в Алматы, стала смотреть Twitter. Он не открылся, я переключилась на Facebook и узнала страшные новости о Жанаозене. Через час-другой на сотовый телефон стали звонить обеспокоенные друзья из России, я ответила, что владею той же информацией, что и они через социальные сети и Интернет, а Алматы находится территориально практически так же далеко от Жанаозеня, как и Москва. Но мы владели одной информацией, информацией социальных сетей, информацией новых медиа. Благодаря информации, полученной из новых медиа, 17 декабря я одна из первых в Казахстане позвонила на телеканал «Хабар» и сказала, что хочу дать комментарии по поводу событий в Жанаозене.
В течение трех дней я давала комментарии с разных точек зрения: конфликтолога, профсоюзного работника, ученого, общественного деятеля, политолога – об этих трагических событиях. Хочу пояснить, что в это время в Казахстане были праздники, поэтому печатные СМИ не выходили. Я высказывала свою точку зрения как гражданин своей страны, как патриот. Моими первыми словами были соболезнования в адрес родственников погибших. Такого не должно было быть. Поэтому – это было самое главное для меня. Это была наша общая беда! Практически все читали материалы в Интернет в те дни, отсюда поступала вся оперативная информация, и все знали, что здесь никого «не задушишь, не убьешь!», закроют один канал, получишь другой, было много советов, как что обойти, чтобы открылась та или иная страница. Было много информационных рассылок. Стало ясно, что при любом желании все каналы не перекроешь. Кстати, как-то мы сами просто подозрительные, не было так очевидно и не было видно того, что кто-то пытался перекрыть «кислород», не дать информацию. Напротив, каждый в сети давал информацию: положительную или отрицательную, то, что видел, то, что заснял на мобильный телефон, то, что слышал или записал. И здесь очевидным стал факт того, что ничего не спрячешь. Многие оказались неподготовленными к правде жизни. Однако было видно и то, что ряд людей оказалось в плену слухов и домыслов, увеличивая то, что было или придумывая то, что не было. Мы увидели две стороны медали, и даже сегодня еще стараемся преодолеть последствия тех трагических событий в Казахстане. Сегодня любой человек владеет той информацией, какую хочет получить, какую может найти в силу своей компетентности и знаний, профессионализма и желания найти. И поэтому, сейчас я не верю тем, кто жалуется на то, что не имеет доступа к информации. Кто ищет, тот всегда найдет. В новых медиа – сам себе редактор, сам себе писатель. Можно создать группу и поговорить о себе любимом, о детях и о семье, то, что тебя сегодня беспокоит. А можно поделиться опытом, и создать группу единомышленников в своей профессиональной деятельности, как создали ее мы, назвав нашу группу в Facebook - Media and Information Literacy (MIL). Всего за месяц с небольшим со дня создания в нашей группе - 75 человек, представителей Казахстана и России, в основном. Будучи партнером ЮНЕСКО в Казахстане, наш коллектив многое делает в установлении международных стандартов в журналистском образовании. Наш сайт - http://www.modelcurricula.org/ – посвящен этим вопросам. Мы выставили на этом сайте 10 программ на русском языке и 6 программ на казахском языке, прошедших экспертизу по международным стандартам обучения журналистов. Далее мы собрали базу данных преподавателей и экспертов в области масс медиа, в том числе и новых СМИ, которые работают вместе и продвигают новые медиа ресурсы в Казахстане. В течение 2011 года по заказу ЮНЕСКО на русском и английском языках мы подготовили материал «Наращивание профессионального потенциала и поддержка институтов, укрепляющих свободу слова, плюрализм и разнообразие (оценка ситуации в Республике Казахстан по состоянию на 30 октября 2011 года)». В 2011 году нашей творческой группой журналистов, работающих волонтерами на кафедре ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби, были проведены одни из первых тренингов по новым медиа на казахском и русском языках.
Летом 2011 г. я приняла участие в Дополнительном Совещании по человеческому развитию по теме «Продвижение плюрализма в новых СМИ» в Вене (Австрия), где выступила с сообщением «Продвижение в Казахстане новых СМИ». В сентябре 2011 г. на Совещании по Человеческому Измерению 2011 – БДИПЧ/ОБСЕ в Варшаве (Польша) мы активно выступали на сессии по новым медиа. В начале 2012 года мы выиграли тендер в Министерстве образования и науки Республики Казахстан по теме «Разработка технологий медиаобразования для формирования интеллектуального потенциала страны». Этот проект будет действовать три года с 2012 по 2015 гг. Наша творческая группа уже приступила к работе. Все материалы будут публиковаться на сайте Казахстанской школы социально-ответственной журналистики - http://unesco-kaznu.ucoz.kz/. В начале октября 2012 г. у нас, в Алматы, Национальная Комиссия по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО в Казахстане и мы, как партнеры, будем проводить международную конференцию «Алматы+20», посвященную 20-летию Алма-Атинской Декларации о содействии развитию независимых и плюралистических средств в Азии. Следует отметить, что начиная с 2011 года в Казахстане ряд неправительственных организаций обучают работе с новыми медиа не только лидеров общественных организаций, но и педагогов, студентов, молодежь, государственных служащих. Гранты были получены у международных организаций, в частности Посольства США в РК, Сорос-Казахстан, ЮНЕСКО и другими. Так, НПО «Институт Медиа Стандартов» обучил более 150 человек в разных регионах страны по гранту Посольства США в РК. Работают в этом направлении НПО «MediaNet», «Адил соз», «Интерньюс», Казахстанский пресс-клуб, Национальный пресс-клуб и другие. В настоящее время в Казахстане более 100 общественных организаций занимаются вопросами медиа. В Казахском национальном университете имени аль-Фараби на факультете журналистики введены новые курсы по выбору, так например, «Информационная безопасность в системе новых медиа-коммуникаций», «Исследования типов коммуникационного воздействия», «Новые медиа – новые вызовы времени» и др. В настоящее время мы принимаем участие в тендере МОН РК по темам «Социальные сети как развитие системы инноваций в формировании интеллектуальной нации», «Медиаграмотность и информационная безопасность общества», «Социальная ответственность журналиста» на 2013-2015 гг. Безусловно, вопросов и проблем на повестке дня в новых медиа сегодня много, надо не только быть активным участником в строительстве их, но и постоянно обучаться, всегда владеть информацией, знать новые технологии, быть профессионалом, прежде всего в своей сфере. Но прежде всего, на мой взгляд, надо всегда иметь активную гражданскую позицию по многим вопросам современности. Сейчас нельзя спрятаться и отсидеться. Сейчас главное – слово. Слово в Интернет!
Мои рекомендации:
1. Сбор информации по образованию и продвижению новых медиа
2. Установление международных стандартов в образовании новых медиа (новых правил игры)
3. Обучение новым медиа через проведение Интернет-конференций, публикаций в СМИ, и как можно большего их распространения через сами новые медиа
4. Создание базы данных тренеров, консультантов и экспертов в этой области 5. Коммуникации, коммуникации, коммуникации!!!
Категория: СМИ, информационное общество, коммуникации | Просмотров: 530 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017