Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос

Какие проблемы в области информационная безопасность является на Ваш взгляд приоритетными для РК?
Всего ответов: 56

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 28.05.2017, 02:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
   
Сайт казахстанской школы
социально-ответственной журналистики
Главная | Мой профиль | Выход
Главная » 2011 » Декабрь » 6 » Научная журналистика
12:34
Научная журналистика
В чем «соль» журналистики ученых? Она дает знаниям поработать и проверить свою полезность Столь ли необходима казахстанским ученым своя журналистика и можно ли в ней «усаживать знания за работу»?
Поводом для беседы на эту тему послужила статья Габдула Маутканова «Научная (умная) журналистика в Казахстане, как закономерный феномен, ее модель…» («Современное образование № 3 2010).
Публикация вызвала интересные отклики и вполне резонные вопросы. Исходя из актуальности заданной темы, «Современное образование» продолжает обсуждение проекта «научная журналистика в Казахстане» и приглашает к участию в нем всех, кто имеет интерес к теме. Сегодня вопросы к автору статьи и координатору проекта задает декан филологического факультета ВКГУ им.С.Аманжолова, кандидат филологических наук Ержан Адильгазинов.
   - В своих высказываниях о научной журналистике читатели разделились на тех, кто считает предложенную Вами научно-практическую модель очень своевременной и эффективной, нацеленной на деловое использование знаний. Есть и такое расхожее суждение, что научная журналистика в Казахстане была и есть и надо ли изобретать велосипед. Как Вы прокомментируете такое разделение мнений?

   - Скептики, как правило, подразумевают наличие ведомственных и узко-специализированных изданий, в лучшем случае известный для многих научно-популярный журнал «Наука и жизнь». То есть СМИ ученых, педагогов – это научно-методические газеты и журналы, ориентированные на узкую аудиторию учителей-предметников, ученых-преподавателей колледжей и вузов, отраслевых ведомств. Отсюда стереотип о некой научной тайности и замкнутости информационной среды ученых и педагогов, понятной и предназначенной только для посвященных. Суть же поднимаемого вопроса в том, насколько эффективно и с пользой наука общается с ненаучной внешней общественной средой. В поле общей прессы наука представлена фрагментарно, и комментарии ученых используются чаще всего неудачно как подсобный материал в производстве редакционной информации. Поэтому многие солидарны с тем, что современная журналистика ученых должна работать по свойственным ее природе правилам, прежде чем мы станем утверждать, что такой тип журналистики у нас есть. Ее сущность выражается в том, что она должна быть способна создавать объективную и целостную картину дня, уметь направить профессиональные знания на практическое решение жизненных задач – так она может функционировать, как институт интеллектуального сервиса и быть полезной не только для слушателя в лекционных аудиториях, но и для значительно более широкого круга потенциальных потребителей интеллектуальных услуг.
   - Вы считаете, для этого ученым нужна именно своя журналистика? - Сужу по личному опыту работы в пресс-службе университета, которая, по функциональной сути, является журналистикой от науки и образования. Именно журналистика поможет науке выбирать язык и учиться разговаривать с обществом - в этом ее главная социальная функция. Именно к журналистике обращено большинство мнений, идей, и задача журналистики правильно орга­низовать, модерировать процедуру их обмена, довести полученную информацию для принятия решения и вместе с общественностью контролировать, как она учте­на, как само решение претворяется в жизнь. В этом емкое отражение функциональной особенности журналистики вообще, но научно-практической в особенности и об этом мы говорили в прошлом материале. И, наконец, согласимся с таким расхожим мнением о том, что многое из того, что мы знаем о нашем обществе и мире вообще, мы знаем благодаря телевидению, журналам, газетам и сайтам. На сегодняшний день журналистика остается мощным институтом трансляции знаний, мнений, предложений. В журналистике ученых и педагогов знания адаптируются для восприятия массовым сознанием, тем самым ненаучная среда общества приобщается к научной культуре мышления и поведения.
   - В предлагаемой Вами модели журналистика ученых – сугубо научно-практическая. Из чего складывается практическая составляющая? - Обращаясь к медикам, мы не можем представить себе ситуацию, если бы вместо практических лечебных процедур ограничились бы курсом лекций о том, как справиться с болезнью. То есть практическая амбулаторная медицина существует как рецептурное знание, особенностью которого является эмпирическая реакция на каждый конкретный случай болезни и нацеленность на положительный результат. Получается, что в медицине обязателен механизм трансформации знаний в практику и именно поэтому общество не представляет свое благополучие без медицинских услуг. Пример другой. Водитель-профессионал методом прямого включения в практику усвоенных на восьмимесячных курсах в автошколе минимума знаний, может устранять неисправность автомобиля и вместе с практической полезностью знаний доказывает свою личностную необходимость. Наука в сегодняшних условиях также не может ограничиваться аккумулированием большой суммы знаний и замыкаться в процессах исследования, производства и передачи знаний. Время выдвигает актуальность «вылазки из неуклюжей академической мантии» и быть включенной в текущую практику жизни, куда обращена журналистика. Общество вправе рассчитывать на научно-практические услуги в лечении социальных, экологических, экономических, инженерно-технических, производственных, юридических «болячек», в которых большинство людей не может быть компетентным? Другими словами, научно-практическая журналистика в отличие от научно-популярной нацелена не на избыточное многознание, интеллектуальное развлечение, или обобщенные рассуждения о научно-образовательной политике, чего также с избытком на широких полосах центральных газет, национальных телеканалов, общественно-политических журналов. Научно-практическая журналистика нацелена на умение применять знания и должна вести нас от общества знания к обществу умения. В журналистике, которая дает знаниям поработать и убедиться в своей полезности, интеллектуальный потенциал ученых должен быть задействованы не как подсобный, а как основной материал в журналистском производстве. Это исходит из того, что именно в знаниях заложен тот информационно-энергетический потенциал, который лечит, устраняет неисправность и тем самым улучшает нашу с вами реальность. Практическая составляющая НПЖ в ее действенности, возможности добиваться конкретного практического результата. Она не должна ограничиваться умным объяснением, комментарием, она должна обеспечить эффективный менеджмент знаний в решении той или иной задачи или проблемы. Другими словами, такая журналистика должна помогать принимать правильные решения по ремонту и строительству дорог, решению экологических проблем, и как мы отметили выше, вместе контролировать выполнение этих решений. Материалы такой журналистики должны служить умными рекомендациями по устранения неисправностей в экономике, производстве, рецептами в лечении многих «болезней» в организме общества. То есть, если в обычной журналистике информационный материал в большинстве своем это разовый «скоропортящийся продукт», то материалы НПЖ выстраиваются в алгоритм решения задачи общества. -Тем самым, получается, НПЖ можно рассматривать еще и как учебную журналистику…
   - Обучение методом применения знаний. Как подчеркивал один из авторов концепции «информационной цивилизации» Элвин Тофлер, «надо преподавать не только сумму знаний, но и умение ею оперировать». В вузах, научных учреждениях, аккумулируется огромный объем знаний, который не находит выхода на свежий воздух. Образовательный процесс - это анализ и систематизация информации и всегда есть мотив лучше подать ее. Здесь аудитория – это студенты и информация узкотематична; аудитория журналистики – это общественность, и творческий процесс строится на принципах междисциплинарного взаимодействия и связи с общественностью... В таком варианте журналистика может выступать как мобильная и масштабная форма учебного процесса, и в такую учебную журналистику могут быть втянуты как ученые-преподаватели, так и сами студенты. То есть здесь обучающийся сам становятся активным участником в добыче и переработке знаний, формировании учебного материала в отличие от пассивного усвоения уже готовых теорий. Здесь учебный процесс взаимодействует с практикой, и постоянно обновляемый этим учебный материал выстраивается в соприкосновении с реальностью, которая за стенами вуза. Сегодня, когда мы говорим о становлении исследовательских инновационных университетов, назрел вопрос и о том, какая должна быть университетская журналистика. В современной парадигме развития вузовская журналистика может и должна стать эффективным связующим звеном научно-исследовательского, учебного процессов и внешней среды. Именно на основе принципа практической пользы и партнерства с обществом может быть наиболее эффективной обсуждаемая часто имиджевая политика, которая делает престиж науки и ученого реальным. Так журналистика университетов может функционировать как информационно-творческие лаборатории и живой канал взаимодействия университета-общества в единой развивающей среде. Наконец, через свою журналистику университет выстраивает обратную связь и широкую сеть взаимодействия с выпускниками, которые могут питать учебный материал опытом из производственной практики. - Не приведет ли модель НПЖ к ограничению жанровой палитры научной журналистики? - Научно-практическая модель – это основа «умной» журналистики. Она непременно должна сопровождаться яркой информационностью: интересные новости, яркие репортажи, увлекательные интервью, очерки о тружениках науки – все, что свойственно журналистике. Иначе это будет выглядеть утяжелением журналистики постоянной рабочей нагрузкой знаний. Но сегодня значительно актуальнее проблема полезности и применения научных разработок и технологий. От этого во многом зависит степень решаемости больших и малых проблем в нашем обществе. Можно привести массу высказываний казахстанских политиков, ученых и педагогов, суть которых сводится именно к этому. Мы привыкли страдать от неумения быть богатыми за счет «ума», и проблема состоит в том, чтобы преодолеть сладостное безделье на знаниях и учиться деловому обращению с ними. Без этого призрак инновации будет больше оставаться декларируемой идеей и слабо ощутимой в реальной социальной практике. Поэтому сегодня научный медиа-план должен строиться по принципу умения на основе знаний. - Какими путями журналистика может достичь такой эффективности и практичности? - Одна из слабостей нашей журналистики в том, что она продолжает жить и работать в значительной степени в гуманитарных недрах и поэтому больше ассоциируется как разновидность литературного ремесла. Хотя реальность такова, что далеко не все филологи, историки, социологи, философы склонны и способны заниматься информационно-творческим процессом и производить информацию от себя, чем занимается журналистика. Как отмечает главный редактор ФГУП РАМИ «РИА Новости» Светлана Миронюк: Журналистике нельзя научить. Это либо есть в человеке, либо нет. Журналистика это некая дополнительная способность человека, которая может добавочным качеством к его основным, базовым знаниям… Человек, имеющий техническое, экономическое как базовое, к которому может быть достроен модуль журналистского мастерства» (Журналист №6, июнь 2011 года). То есть мы встречаем технарей, архитекторов, физиков, которые имеют склонность и вкус в «инженерии» мыслей и слов. Отсюда резонный вопрос - почему не развивать журналистику инженерно-техническую и почему не должно быть журналистов-инженеров, -металлургов, -медиков, -экологов, журналистов-социологов… То есть мы подсознательно ощущаем острую целесообразность переход на прагматически ориентированную систему журналистики, в которой научные знания, мысли должны работать, успешно вести нас от одного уровня опыта к более высокому, целесообразно связывать между собой вещи, упрощать и решать наши проблемы. В такой журналистике журналист не просто репортер, он сам активный исследователь-практик, обладающий научной культурой мышления, системным видением, способен к изобретательству. - Какой Вы видите практический ход реализации задачи? - В ответ на запрос от МОН РК в декабре прошлого года по формированию Концепции имиджевой политики в области науки и образования университет предложил проект «Научно-практическая, учебная журналистика в Казахстане». Она нацелена на расширение коммуникационного пространства науки и образования, будет способствовать развитию делового взаимодействия с общественностью в оказании интеллектуального сервиса. В новых реалиях казахстанского развития имидж научно-образовательного сообщества, отдельного педагога, ученого Казахстана во многом определяется эффективностью такого информационного взаимодействия. Практические шаги реализации проекта могут быть в следующем: - необходимо формировать казахстанскую концепцию и школу научно-практической журналистики; - формировать казахстанскую ассоциацию научных журналистов; - разработать предложения по медиа-плану и созданию научно-образовательного медиа-холдинга; - изучать зарубежный опыт и провести содержательные методические семинар-тренинги. Как мы уже отмечали выше, есть целесообразность формировать при университетах лаборатории научно-практической журналистики, которые должны обеспечивать взаимопроникновение творческого процесса редакций газет и учебного телевидения с образовательным и научно-исследовательским процессами университетов. Основной контингент научной журналистики должны составить ученые-преподаватели, близкие к журналистике, но координационное начало должно быть за пресс-службами и редакционными коллективами университетов. Формирования института научной журналистики может начинаться с конкретного вуза, выстраиваясь далее в региональные и республиканские филиалы или отраслевые направления. В рамках существующих сегодня возможностей совместно с творческим коллективом «Современное образование» мы планируем выпуск специального приложения к журналу.
 
   Так что, если у кого есть интересные творческие идеи, просим выходить на редакцию или мне как координатору проекта (GMautkanov@ektu.kz). Далее совместно с творческим коллективом «Современное образование» мы планируем проведение ряда организационных мероприятий по реализации проекта. Мы хотели рассчитывать на поддержку.
Категория: Разное | Просмотров: 719 | Добавил: Kняжна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017