Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос

Какие проблемы в области информационная безопасность является на Ваш взгляд приоритетными для РК?
Всего ответов: 56

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 13.12.2017, 13:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
   
Сайт казахстанской школы
социально-ответственной журналистики
Главная | Мой профиль | Выход
Главная » 2013 » Март » 6 » Перспективы социальных наук и социальных технологий в ХХI веке. Казахстанская социологическая школа.
17:29
Перспективы социальных наук и социальных технологий в ХХI веке. Казахстанская социологическая школа.
Веревкин Алексей Валентинович
Кандидат социологических наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби
 
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХХI ВЕКЕ.
КАЗАХСТАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.
 

О сущности и происхождении человека ученые, теологи, философы спорили издревле, но уже древнегреческий мыслитель Платон утверждал, что человек это, всего лишь, общественное животное. Даже через несколько тысячелетий он, безусловно, прав. В современное время можно с уверенностью говорит, что все мировые проблемы стали глобальными, а их последствия носят социальный характер.

Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и  к отдельным его отраслям. Но современное общество – не механическое соединение различных элементов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Существует потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Дискуссия о тенденциях развития мировой цивилизации уже не носит академический характер – она актуальна для всего общества.

Превалирующей тенденцией развития современного общества является формирование постиндустриальной экономики, в рамках которой в результате научно-технической революции и изменений в структуре доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания, а научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность. Хочется добавить, что ряд исследователей характеризуют постиндустриальное обществе, как «общество профессионалов». Как писал основоположник постиндустриализма Д. Белл, «постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».

Не нужно быть специалистом, чтобы понять и увидеть, что мир изменился. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, информационных войн, мировых экономических кризисов и подъемов, а еще в эпоху тревожного ожидания наступления техногенной или экологической катастроф, неизвестных эпидемий, исчерпания энергетических ресурсов. Человек все также как и много десятилетий назад зависит от природы, но еще в большей степени современное общество зависит от своей внутренней сущностной социальности – способности принимать коллективные решения, выражать свое мнение, посредством различных форм гражданской активности,  и наконец, просто, сочувствия и сопереживания.

Перед казахстанской системой образования стоит задача формирования «интеллектуальной нации». Как подчеркивает Президент РК Н.А. Назарбаев «первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».

Социология – одна из немногих наук, способная помочь обществу реализовать искомый потенциал коллективного сознания. В арсенале современной социологии огромное число методов в диапазоне от высшей математики и теории вероятности до индивидуальных психологических подходов. Все они в руках опытного профессионала-социолога способны скорректировать как деятельность государственных органов и силовых структур, так и маркетинговую стратегию самой маленькой фирмы. Безусловна также связь социологии и экономики, поскольку именно социальная составляющая современной экономики, интеллектуальный капитал и инновационная деятельность составляют потенциал формирования «экономики знания».

Кто такой социолог и в чем предназначение социологии? Не будем углубляться в научную терминологию и теоретизирование – об этом можно прочесть в многочисленных словарях и учебниках. Отметим отдельно практическое значение социологии в развитии современного казахстанского общества и востребованности специалистов данной профессии. В последнее время прилагательное «социальный» можно по-новому услышать из уст политиков, журналистов, общественных деятелей, ученых: социальная политика, социальная ответственность бизнеса, социально-этический маркетинг и социальная инженерия. Думаю, что перечень далеко не полный, но каждое из перечисленных понятий подчеркивает значение общественных механизмов и социальных структур для существования стабильной экономики, поддержания демократического политического устройства, развитие гражданского общества.

Однако, было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений, подчеркивает известный английский социолог Э. Гидденс. Можно также задаться вопросом, должны ли социологи сами активно отстаивать и пропагандировать программы практических преобразований и социальных изменений?

В академической науке бытует мнение, что социология может сохранять объективность, только если ученые будут хранить нейтралитет в моральных и политических вопросах. С другой стороны нет никаких оснований думать, что ученые, сторонящиеся общественных дискуссий, обязательно более объективны. Существует очевидная связь между изучением социологии и пробуждением социального самосознания. Можно предположить, что человек обладающий опытом социогуматитарного знания и социологии  не останется безучастным в отношении неравенства, существующего сегодня в мире или отсутствия социальной справедливости.

Казахстанская профессиональная социология, в лице талантливых ученых и педагогов – это активная составляющая гражданского общества.
 
Программа специальности «Социология» ориентирована на новейшие международные образовательные стандарты по подготовке высококвалифицированных специалистов-социологов, обладающих знаниями и компетенциями, востребованными для работы в социально-экономических, социально-политических, социокультурных и демографических сферах социума, а также на учение проблем взаимодействия человека и общества. Специалисты  могут реализовать полученные знания в социологических службах, научно-исследовательских центрах, информационно-аналитических центрах, учреждениях государственного и негосударственного профиля, организациях занимающихся вопросами социальной и региональной политики.

Цель программы - обеспечение условий для получения полноценного, качественного профессионального социологического образования, профессиональной компетенции в области  социального познания;

- обеспечение условий для приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития, овладение грамотной и развитой речью, гуманитарной культурой социологического мышления и навыками научной организации труда;

- создание условий для развития творческого потенциала, инициативы и новаторства, продолжения студентами образования на последующей ступени высшего профессионального социологического образования;
- формирование конкурентоспособности выпускников на рынке рабочей силы, что обеспечило бы возможность для максимально быстрого трудоустройства по специальности; выбора студентами индивидуальных программ в области социологического образования и профессиональной компетентности.
 
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ 20 ЛЕТ И ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ В  ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
За годы своего существования кафедра  имеет прочные традиции в области научных исследований по проблемам развития социальных отношений, социологии социальной структуры, этносоциологии, образования, молодежи, семьи, а также социологических исследований.   Формируются новые направления научных исследований – социальная работа, глобализация социальных процессов, социальное партнерство, гендерное направление и другие.
 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Казахский национальный университет им. аль-Фараби - официальный сайт
Факультет философии и политологии
Кафедра социологии и социальной работы
Центр социологических исследований и социального инжиниринга
Абитуриент-2013

Категория: События в Казахстане | Просмотров: 2981 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017