Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Какие проблемы в области информационная безопасность является на Ваш взгляд приоритетными для РК?
Всего ответов: 56

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 22.08.2017, 06:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
   
Сайт казахстанской школы
социально-ответственной журналистики
Главная | Мой профиль | Выход
Главная » 2016 » Апрель » 5 » Традиции философского образования в КазНУ им. аль-Фараби
04:42
Традиции философского образования в КазНУ им. аль-Фараби

Лифанова Татьяна Юрьевна
кандидат философских наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби.

Традиции философского образования в КазНУ им. аль-Фараби

В условиях развития современного общества для формирования будущих выпускников в системе высшего образования не достаточно ориентации на узкую специализацию и получение исключительно специальных профессиональных знаний, умений и навыков.

Обладая рядом профессиональных компетенций, выпускники казахстанских вузов должны быть носителями - активной гражданской позиции, критического мышления, обладать высоким уровнем гражданской ответственности. Немаловажным при реализации компетентностной модели подготовки специалистов является также обеспечение формирования нового казахстанского патриотизма, национальной и государственной идентичности молодежи, навыков критического мышления, представлений о принципах толерантности и межкультурного диалога и др.

Утверждая необходимость изучения философии возможно упомянуть хрестоматийное утверждение, что ее важнейшими функциями в системе научного знания являются мировоззренческая и методологическая. Это означает, что философию нужно изучать по той же причине, по которой человек вообще думает. Главная ценность философии в том, что она учит мыслить. Будущие специалисты должен быть всесторонне образованными, культурными, развитыми. Это достигается изучением профессиональных дисциплин специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, развитием творческих способностей, погружением в информационные потоки, проецируемые бурным развитие медийных технологий... Философия стоит, по существу, в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач, особенно в эпоху развития глобальной информационной цивилизации.

Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Именно философия – как системная наука об обществе, человеке, морали представленная в типовых учебных планах специальностей в относительно небольшом объеме кредитов обеспечивает формирование следующих важнейших форм компетенций:  формирование представлений о современной научной картине мира и  новейших тенденциях ее видоизменения;  развитие навыков критического восприятия и осмысления современной социокультурной  реальности; выработка у студентов представления о мультикультурности как условии существования современного глобального общества, о принципах толерантности и межкультурного диалога.

История кафедры философии КазНУ им. аль-Фараби берет свое начало в 1949 году. В настоящее время кафедра философии  – это один из лидеров университетского философского образования в Казахстане, это устойчиво и сбалансировано растущее научно-образовательное и исследовательское подразделение КазНУ имени аль-Фараби, ведущее разносторонние фундаментальные, теоретические и прикладные научные исследования и экспертные разработки, и эффективно сочетающее как подготовку в рамках различных уровней образовательного процесса (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) высококвалифицированных научных и педагогических кадров, так и развитие казахстанской философской науки как в аспекте фундаментальных исследования, так и русле актуальных социальных проблем казахстанского общества.История философского образования и философских научных школ неразрывно связана с историей создания и деятельности философских кафедр и с историей факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби.

Содержание образовательных программ по философским дисциплинам в период Независимости Казахстана, претерпело ряд существенных изменений и в настоящий момент также может быть пересмотрено, в соответствии с ориентирами на компетентностный подход, определенными в посланиях Президента РК Н.А. Назарбаева и ряде основополагающих государственных программ в области развития науки и образования. В послании Президента РК казахстанскому народу «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что важным приоритетом развития интеллектуального потенциала современного казахстанского общества является ориентация на качественный рост человеческого капитала.

Новая реальность современного общества породила настойчивую необходимость сконцентрировать внимание, с одной стороны, на методологическом потенциале философского знания, когнитивной функции философии, таких разделах как логика, риторика, теория и практика аргументации, а с другой на ее антропологическом содержании. Все это нашло отражение в новых образовательных программах, реализуемых в КазНУ им. аль-Фараби с 2013 г. В структуру программ была включена принципиально новая для казахстанской системы образования дисциплина - «Философия научного познания».

Изучение курса «Философия научного познания» направлено на формирование методологической и исследовательской культуры студентов, умения самостоятельно формулировать научные проблемы и алгоритм научного поиска ориентируясь на фундаментальные знания в области философии науки, а также возможности междисциплинарной методологии. Особое внимание уделяется проблемам науки и техники, инженерно-технических знаний и творчества, роли науки в общественном прогрессе, а также в генезисе и решении глобальных задач современности. Немаловажным представляется и стремление охватить в ее содержании профессионально ориентированных блоков (философия космологии, философия языка и коммуникации и т.д.).

В заключении, возможно отметить, на примере одного из самых авторитетных мировых исследований проблем преподавания философии – «Философия. Школа свободы. Преподавание философии и обучение философствованию: состояние и перспективы» («Philosophy. A School of Freedom. Teaching philosophy and learning to philosophize: Status and prospects, Paris: UNESCO, 2007), что философия является важнейшей, осевой дисциплиной среди общественных и гуманитарных наук. Однако это не предполагает установления какого-нибудь единственного философского метода или какой-либо единой ориентации для всех стран, но важно, чтобы философия способствовала повышению уровня осознания ценностей демократии и культуры мира.  

ЮНЕСКО заинтересована в пропаганде преподавания философии в разных ее формах и направлениях, что было сформулировано в Межотраслевой стратегии философии, принятой на 171-м заседании исполкома ЮНЕСКО в 2005 г. Эта стратегия базируется на трех основных направлениях деятельности: 1) философия перед лицом мировых проблем: диалог, анализ и вопросы о современном состоянии общества; 2)  преподавание философии в мире: помощь критической рефлексии и независимому мышлению; 3) стимулирование философского мышления и исследований.

Категория: Разное | Просмотров: 1127 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017