Гендерное равенство и вопросы женского политического лидерства
Краткий обзор по проблеме стратегии гендерного равенства
В целях реализации принципов гендерного равенства во всех сферах жизни общества в нашей стране утверждена «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». Несколько слов о методологии. Рассматривая различные аспекты реализации Стратегии гендерного равенства необходимо отметить, что в мировой практике широко используется понятие гендерное измерение суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Стремление к гендерному равенству основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием развития различных сфер жизни современного общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения.
Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ). Критерии реализации стратегии гендерного равенства:
1. Достижение гендерного равенства в общественно-политической жизни
2. Достижение гендерного равенства в экономике
3. Гендерное образование. Правовое и гендерное просвещение
4. Укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин
5. Предотвращение насилия в обществе по признаку пола
6. Достижение гендерного равенства в семье. Укрепление семьи и повышение роли воспитания в семье
7. Развитие гендерночувствительного общественного сознания.
Достижение каждого из перечисленных показателей процесс многовекторный. Одна из наиболее активно исследуемых тем – проблема политического лидерства женщин. Этот аспект гендерного равенства в настоящее время привлекает к себе внимание как с практической, так и с научной точки зрения. Однако, в качестве примера, возможно остановиться и на таких аспектах поиска баланса в аспекте гендерного измерения:
1. Лидерство женщин в различных социальных сферах (например, в науке);
2. Формирование и поддержание статуса семьи и семейных ценностей, в условиях изменения статусно-ролевых отношений (в том числе и финансово-экономических). В этой сфере в поддержке и наличии целенаправленных мер мужчины нуждаются не менее женщин.
3. Обеспечение социальной защиты женщин в сфере экономических и трудовых отношений - и многое другое.
Приведем простой пример: основные агенты социализации - формирования личности и усвоения социальных норм – это семья и сфера образования. Иными словами в семье это – мать (бабушка и др.), далее женщина-воспитатель, -учитель, -ученый-педагог. По итогам исследования проблем духовно-нравственного воспитания и ценностных ориентаций студенческой молодежи, проведенного в начале 2011 г. «Центром социологических исследований и социального инжиниринга» что, к примеру на вопрос «С кем из окружающих Вас в детстве людей связаны самые теплые воспоминания?» - подавляющее большинство (66,9%) молодых людей отметили влияние матери и бабушки. Даже этот небольшой пример говорит о необходимости поиска баланса в сфере семейных ценностей и ролевых установок, реализуемого в том числе посредством укрепления института «отцовства» в современном казахстанском обществе. Проблема женщин ученых имеет несколько иные очертания. – Известно, что доля женщин-ученых остается не просто достаточно большой на протяжении уже нескольких десятилетий, но и постоянно увеличивается. В тоже время с периода обретения Независимости в казахстанской науке начались процессы качественного изменения научных кадров, обусловленные как внешними обстоятельствами, так и развитием новых форм и механизмов в отечественной науке. В общесоциальном контексте вхождение женщин в науку рассматривается как активное вовлечение их в общественное производство в сфере высококвалифицированного труда. Следует также предположить, что, несмотря на то, что все больше женщин получают университетское образование, в том числе в естественных и технических науках, они по-прежнему уступают мужчинам на более высоких ступенях научной иерархии. С момента учреждения Нобелевской премии в 1901 г. и до 1998 г. ее лауреатами стали десять женщин-ученых (всего с 1901 по 1998 г. Нобелевскую премию получили 449 ученых).
Достижение целей Стратегии гендерного равенства таким образом предполагает равномерное воздействие на различные сферы жизни общества, тесно связанные детерминистскими зависимостями.
К.филос.н. Лифанова Т.Ю. (КазНУ им. аль-Фараби)
|